Официальный сайт Анжеро-Судженского городского округа

Официальный сайт
Анжеро-Судженского городского округа

Официальна группа Вконтакте Официальная группа в Одноклассники Официальна группа Телеграмм ОАТОС
Версия для слабовидящих Главная Карта сайта Поиск Контактная информация
Главная
Поиск
Контактная информация

Прокуратура

Прокуратура Правовое просвещение Отчеты

Против коррупции

Новое в законодательстве

17.09.2019

Для сбора лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, и (или) образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев, при буреломе, снеговале, повреждении вредными организмами получения каких-либо согласований в лесничествах при этом не требуется.

Следует иметь ввиду, что к валежнику не относится сухостой (прекратившие жизнедеятельность, засохшие, но стоящие на корню деревья).

Также из областного закона исключен запрет на использование гражданами при заготовке недревесных лесных ресурсов для собственных нужд механизированных и электрифицированных приспособлений, в том числе бензопил, поскольку заготовка валежника без их применения, вручную трудноосуществима, а иногда и попросту невозможна.

Заготовка валежника должна осуществляться способами, при которых лесным ресурсам не причиняется вред либо, если обеспечить это невозможно, причиняется наименьший вред.

На кого возлагается обязанность по оплате административного штрафа при совершении правонарушения несовершеннолетним?

Из положений действующего законодательства, а именно, ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Одним из видов административного наказания является административный штраф.
Согласно ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
Следует отметить, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Не стоит забывать, что неисполнение, в том числе, родителями обязанности по уплате штрафа за несовершеннолетних детей, грозит привлечением к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

О порядке рассмотрения обращений граждан управляющими организациями 

Правоотношения, связанные с реализацией права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и иные организации, урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).
В ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ установлен 30-дневный срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Вместе с тем, управляющая организация не является государственным органом или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, или иной организацией, на которую возложено осуществление публично значимых функций.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.02.2019 № 48-АД19-2, № 88-АД19-2, управляющие многоквартирными домами компании являются обычными юридическими лицами, созданными для получения прибыли и не осуществляют публично значимые функции.
Таким образом, правоотношения, возникающие между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими компаниями, носят гражданско-правовой характер и на них не распространяются требования Закона № 59-ФЗ, в том числе требования об обязанности рассмотрения обращений в 30-дневный срок.
При этом, управляющие организации имеют статус исполнителей коммунальных услуг, обязанности которых, в т.ч. виды обращений потребителей и сроки их рассмотрения, определены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
При направлении заявлений в управляющие организации необходимо руководствоваться положениями названного Постановления Правительства РФ. Например, управляющая организация обязана вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ об ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа (подп. «к» п. 31 Постановления Правительства РФ).

О введении запрета на выдачу микрозаймов под залог жилого помещения 

Федеральным законом от 02.08.2019 № 271-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Часть 1 статьи 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» дополняется пунктом 11, в соответствии с которым микрфинансовая организация не вправе выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом:
а) жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;
б) доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;
в) права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве.
Действующим законодательством под микрофинансовой организацией понимается юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Изменения в Федеральном законе вступают в силу с 01.10.2019, в связи с чем с указанной даты на территории Российской Федерации устанавливается запрет на заключение микрофинансовыми организациями договоров потребительского займа с физическими лицами под залог жилого помещения или доли в нем.

Об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Одним из способов ограничения негативного влияния взрослых лиц на несовершеннолетних является установление уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Частью 1 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет, за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
В соответствии с п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий следует понимать действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания совершить преступление или антиобщественные действия. Действия взрослого лица могут выражаться как в форме обещаний, обмана и угроз, так и в форме предложения совершить преступление или антиобщественные действия, разжигания чувства зависти, мести и иных действий.
Для специальных субъектов преступления: родители, педагогические работники либо иное лицо, на которое законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, частью 2 статьи 150 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
За наиболее опасные разновидности вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений санкция, предусмотренная ч.ч. 3 и 4 ст. 150 УК РФ, является еще более строгой.

О запрете на уступку прав требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам 

С 26 июля 2019 года начал действовать Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Данным федеральным законом введен запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.
Право взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается только на наймодателя жилого помещения, управляющую организацию, иное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителю.
Уступка права (требования) по возврату такой задолженности на основании соответствующего договора допускается только вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом при заключении договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, заключенный договор считается ничтожным.
Федеральный закон также устанавливает, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом (в том числе по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги) и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.

О некоторых вопросах приобретения инвалидами и ветеранами технических средств реабилитации, протезов и т.п.

23 июля 2019 года Министерством труда Российской Федерации издан приказ № 521н, согласно которому целях обеспечения возможности предоставления инвалидам и ветеранам, компенсации стоимости приобретенных за собственный счет технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, а также определен перечень технических средств реабилитации, в отношении которых должна быть проведена медико-техническая экспертиза.
В перечне предусмотрены кресла-коляски, рассчитанные на инвалидов и детей-инвалидов, имеющие ручной и электрический привод, в том числе малогабаритные кресла-коляски, коляски комнатные и прогулочные, кресла-коляски для больных ДЦП и коляски, обеспечивающие дополнительную фиксацию (поддержку) головы и тела. В перечне также предусмотрены протезы кисти, плеча, предплечья с внешними источниками энергии, модульные протезы бедра, в том числе имеющие электромеханический привод и внешние источники энергии и аппараты для нижних конечностей и туловища.
Согласно пунктам 6-15 Правил обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов, а также протезами и ортезами отдельных категорий граждан из числа ветеранов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 240 от 7 апреля 2008 года (в редакции от 16 мая 2019 года) технические средства и протезы инвалидам и ветеранам предоставляются бесплатно в безвозмездное пользование.
При этом в случаях, когда предусмотренное программой реабилитации техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану), предусмотрена возможность приобретения указанных технических средств за счет собственных средств с последующей выплатой компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) с учетом результатов медико-технической экспертизы.
Ремонт технических средств (изделий), в том числе приобретенных за свой счет, также осуществляется бесплатно. Однако в случае осуществления инвалидами (ветеранами) ремонта этих средств за счет собственных средств, им выплачивается компенсация с учетом результатов медико-технической экспертизы.
По решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления и при наличии заключения медико-технической экспертизы производится замена технического средства (изделия), у которого истек срок пользования либо если при невозможности осуществления его ремонта.

Об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные массовые мероприятия

Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собраниях, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Данные положения были внесены в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный закон "О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 27.12.2018 № 557-ФЗ и начали действовать с 8 января 2019 года.
Санкцией указанной статьи предусмотрена ответственность в виде штрафа, обязательных работ или административного ареста.
Так, за совершение данного правонарушения максимальным наказанием для граждан является административный арест сроком на 15 суток, а для юридических лиц штраф до 500 тыс. рублей.
Рассматривают данную категорию дел об административных правонарушениях судьи. Протоколы по делам об административных правонарушениях уполномочены составлять сотрудники полиции.
Внесение подобных изменений в статью 20.2 обусловлено необходимостью предупреждения участия несовершеннолетних в несанкционированных собраниях, митингах и иных мероприятиях, а также защитой жизни и здоровья подростков

Об изменениях в федеральном законодательстве об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

Одним из главных принципов федерального законодательства, регламентирующего вопросы охоты, является обеспечение устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия.
Сохранение охотничьих ресурсов - деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства.
Согласно ст. 43 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209-ФЗ (далее – Закон об охоте) к мероприятиям по защите охотничьих ресурсов от болезней относятся профилактические, диагностические, лечебные, ограничительные и иные мероприятия, установление и отмена на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней охотничьих ресурсов.
При осуществлении деятельности в сфере охотничьего хозяйства на охотпользователя, заключившего охотхозяйственное соглашение и осуществляющего деятельность в сфере охотничьего хозяйства на закрепленных охотугодьях, возлагается исполнение ряда обязанностей, которые призваны обеспечить сохранение численности охотничьих ресурсов на переданной для осуществление охоты территории.
Однако, в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2018 № 14-П из Закона об охоте исключено положение о том, что проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Ранее на охотпользователей возлагались обязанности по проведению ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий (проведение учета и изъятие особей диких животных, инфицированных заразными болезнями, использование ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным).
Кроме того, в Закон об охоте и о внесены изменения в части включения в охотхозяйственное соглашение ряда обязательных условий о внесении платы.
В связи с тем, что формулировки, определяющие содержание охотхозяйственного соглашения, ранее допускали их неоднозначное толкование, Федеральный законом от 02.08.2019 № 296-ФЗ из Закона об охоте исключено ранее включаемое в охотхозяйственные соглашения положение о годовом размере арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, и годовом размере сборов за пользование объектами животного мира.
Аналогичные уточнения (в том числе в части исключения упоминания годового сбора за пользование объектами животного мира) внесены также в положения, касающиеся содержания извещения о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.
В связи с указанными изменениями все заключенные до 13 августа 2019 года охотхозяйственные соглашения подлежат корректировке в срок не позднее 1 июня 2020 года.

С банковской карты без Вашего ведома списаны денежные средства – что делать?

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств (т.е. банк) обязан информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием электронного средства платежа, путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
В каждом случае, когда Вы не совершали никаких операций со своей банковской картой, но обнаруживаете при этом списание денежных средств, необходимо незамедлительно связаться с оператором банка, обслуживающего Вашу карту, также, целесообразно своевременно ее заблокировать. Телефон, по которому можно связаться с банком, как правило, указан на самой карте.
После этого необходимо обратиться в отделение банка с письменным заявлением, в котором подробно описать обстоятельства списания денежных средств без Вашего согласия на проведение подобных операций.
Согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011№ 161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений.
В соответствии с п.9 указанной статьи использование клиентом электронного средства платежаможет быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления.
В случае если денежные средства были списаны по вине банка, клиент вправе обратиться в суд с требованием к банку о возмещении убытков, а также процентов за неправомерное удержание денежных средств (п. 1 ст. 11, ст. 395 ГК РФ; п. 1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Об ответственности работодателя за воспрепятствование осуществлению работником права на замену банка, в который перечисляется заработная плата

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 231-ФЗ «О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации», принятие которого направленно на обеспечение согласования интересов сторон трудовых правоотношений при определении правил выплаты зарплаты, увеличен срок, в течение которого работник обязан сообщить работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы. Так, уведомить работодателя нужно будет не позднее, чем за 15 календарных дней до дня выплаты зарплаты (а не 5 рабочих дней, как в настоящее время).
Кроме того, Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 221-ФЗ «О внесении изменения в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену банка, в который перечисляется его зарплата.
За указанное правонарушение предусмотрены санкции в виде предупреждения или штрафа для должностных лиц в размере от 10000 до 20000 руб., для индивидуальных предпринимателей - от 1000 до 5000 руб., а для юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

Правительство Российской Федерации утвердило список потенциально опасных собак

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2019 года № 974 утвержден список потенциально опасных собак.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлено, что потенциально опасные собаки — собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации.
В названный перечень вошли такие породы собак как акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ (гибрид волка), гуль дог, питбульмастиф, северокавказская собака, а также метисы этих пород.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона закреплено, что выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

О порядке подач, рассмотрения и учета заявлений о несогласии родителей на выезд за границу несовершеннолетних детей

С 12 июня 2019 года действует постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 690, в соответствии с которым признается утратившим силу постановление Правительства РФ от 12.05.2003 № 273 «Об утверждении правил подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации».
Одновременно вступил в силу приказ МВД России от 11.02.2019 № 62 «Об утверждении порядка подачи рассмотрения и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации»
Теперь заявления о несогласии на выезд несовершеннолетнего гражданина России пограничными органами приниматься не будут.
В соответствии с новым порядком – прием и учет таких заявлений осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по месту жительства (пребывания) одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего гражданина России, в отношении которого подается заявление.
Постоянно проживающие в других странах российские граждане смогут обратиться по данному вопросу в российские консульства.
Порядок следования несовершеннолетних через государственную границу остается прежним.
При выезде заграницу несовершеннолетнего в сопровождении одного из родителей, согласие второго родителя на выезд получать не требуется.
В случае если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из страны несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда разрешается в судебном порядке. При выявлении таких несовершеннолетних в пунктах пропуска, они через государственную границу не пропускаются.

Усилена ответственность за нарушение Правил дорожного движения, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, в отношении лиц, находящихся в состоянии опьянения

Федеральным законом Российской Федерации № 146-ФЗ от 17 июня 2019 года внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, усиливающие наказание за нарушение правил дорожного движения, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, в отношении лиц, находящихся в состоянии опьянения, либо оставивших место дорожно-транспортного происшествия.
Согласно принятых изменений в санкцию ч. 4 ст. 264 УК РФ за нарушение лицом, управляющим автомобилем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения либо сопряжено с оставлением места его совершения, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
При совершении лицом, находящимся в состоянии опьянения либо оставившим место дорожно-транспортного происшествия, тех же действий, повлекших по неосторожности смерть человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
В случае совершения аналогичного преступления при наступлении смерти двух и более лиц, наказание в виде лишения свободы предусмотрено от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Изменения коснулись и определения категории преступления.
К преступлениям средней тяжести теперь относятся и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы (часть 3 ст. 15 УК РФ).
Внесены дополнения в ч. 4 ст. 15 УК РФ, согласно которым тяжкими преступлениями признаются неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 15 лет лишения свободы.
Отнесение преступлений, предусмотренных ч. 4 и ч. 5 ст. 264 УК РФ к категории тяжких преступлений исключает возможность прекращения таких уголовных дел за примирением сторон.

Проникновение в квартиру работников управляющих компаний без ведома собственника незаконно даже в случаях необходимости ликвидации коммунальных аварий

Период подготовки к отопительному периоду на территории любого муниципального образования характеризуется увеличением количества коммунальных аварий, происходящих во время испытания сетей теплоснабжения.
Данные аварии требуют незамедлительного реагирования обслуживающих организаций и аварийных служб.
Однако даже для целей ликвидации аварии самовольный доступ работников аварийных служб в квартиру без ведома жильцов путем вскрытия дверей является незаконным.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В развитие указанного конституционного положения статьей 3 Жилищного кодекса РФ закреплено правило о том, что никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных данным Кодексом целях и в предусмотренных федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая на основании судебного решения.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, также предусмотрена обязанность собственника жилого помещения допускать в заранее согласованное время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя коммунальных услуг (в том числе работников аварийных служб) для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Таким образом, Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность проникновения в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц независимо от законности оснований проживания в жилом помещении при отсутствии судебного решения.
На основании изложенного, в случае возникновения экстренной необходимости устранения коммунальной аварии на внутридомовых сетях в жилом помещении обслуживающие организации обязаны предпринять все возможные меры к уведомлению собственника о необходимости обеспечить доступ в жилое помещение. В случае объективной невозможности получения согласия собственника, доступ в квартиру возможен исключительно на основании судебного решения.

Определен порядок проведения организациями водоотведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» определен порядок проведения организациями водоотведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду подлежат применению при проведении организациями, осуществляющими водоотведение, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты, инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектами организаций.
Инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации.
Правилами, помимо прочего, устанавливается:
- порядок отбора проб для проведения инвентаризации;
- особенности определения перечня загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, в отношении организаций, фактически не осуществляющих сброс сточных вод, либо не осуществляющих сброс менее 12 месяцев подряд;
- особенности проведения оценки результатов анализа сточных вод в случае одновременного использования водного объекта или его части для различных нужд;
- порядок формирования перечня загрязняющих веществ, сбрасываемых организацией, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации;
- требования к содержанию отчета об инвентаризации сбросов;
- сроки действия результатов инвентаризации;
- основания проведения досрочной повторной инвентаризации сбросов;
- перечень загрязняющих веществ, в отношении которых проводится инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- периодичность отбора проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Прокурор г. Анжеро-Судженска К.В. Шевяко
Назад