Официальный сайт Анжеро-Судженского городского округа

Официальный сайт
Анжеро-Судженского городского округа

Официальна группа Вконтакте Официальная группа в Одноклассники Официальна группа Телеграмм ОАТОС
Версия для слабовидящих Главная Карта сайта Поиск Контактная информация
Главная
Поиск
Контактная информация

Прокуратура

Прокуратура Правовое просвещение Отчеты

Против коррупции

Новое в законодательстве

17.12.2019

Об ответственности граждан за незаконную рубку деревьев 

Скоро Новый год. Без елки не обходится ни одно новогоднее гуляние. Многие стремятся поставить дома естественные елки, с ароматом хвои. Настоящую елку следует приобретать на елочных базарах. Самостоятельный поход за ней в лес может обернуться привлечением к административной ответственности по ч.1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации – незаконная рубка и повреждение лесных насаждений, за что гражданин может быть подвергнут к административному штрафу в размере от 3 до 4 тысяч рублей. Размер административных штрафов для должностных лиц составит от 20 до 40 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 200 до 300 тысяч рублей.
Если при совершении незаконной рубки применялись механизмы, автомототранспротные средства, самоходные машины и другие виды техники, то размеры административных штрафов увеличиваются до 4-5 тысяч рублей для граждан, 40-50 тысяч рублей для должностных лиц, 300-500 тысяч рублей для юридических лиц.
Использованные орудия и срубленные деревья при этом конфискуются, а помимо штрафов нарушитель обязан будет возместить ущерб, причиненный лесному фонду (каждое незаконно срубленное дерево рассчитывается индивидуально).
Если сумма ущерба составляет пять тысяч рублей и более, то действия нарушителя влекут за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 260 УК РФ «незаконная рубка лесных насаждений». Максимальное наказание по данной статье – до двух лет лишения свободы.
Если преступление совершено в группе лиц, за это предусмотрено еще более строгое наказание.


О порядке предоставления свиданий осужденным к лишению свободы 

При отбывании наказания в виде лишения свободы у осужденных имеется право на свидания для поддержания социально полезных связей и влияния родственников на исправление осужденного.
Свиданиям осужденных к лишению свободы посвящена статья 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ). Так, осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором.
Количество положенных в год свиданий осужденному регламентировано, в зависимости от вида исправительного учреждения, Главой 16 УИК РФ. Сведения о количестве положенных краткосрочных и длительных свиданиях закреплены в статьях 121, 123, 125 УИК РФ и различаются в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов.
Помимо изложенного, вопросы проведения свиданий с осужденными к лишению свободы регламентируются также Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказ Минюста России от 16.12.2016 №295.
В случае передачи либо попытки передачи осужденному или осужденным лицам, прибывшим на свидание, или лицу, прибывшему на свидание, запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прекращается. При нарушении прибывшими или осужденным установленного Правилами порядка проведения свидания оно немедленно прекращается.
При следовании граждан в ИУ для проведения свидания следует также учитывать, что в соответствии со ст. 118 УИК РФ осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей.



С 1 января 2020 года учителя, переехавшие на работу в сельскую местность, могут рассчитывать на единовременную компенсационную выплату 

Постановлением Правительства РФ от 09.11.2019 № 1430 внесены изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования».
Единовременные компенсационные выплаты в рамках проекта «Земский учитель» (запуск проекта на всей территории России – с 2020 года) предназначены для учителей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Указанная выплата предоставляется учителю уполномоченным региональным органом власти на основании заключенного с учителем договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, а также трудового договора, заключенного учителем с общеобразовательной организацией.
Учитель, заключивший трудовой договор, принимает следующие обязательства:
- исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения трудового договора по должности;
- в случае неисполнения данного обязательства возвратить выплату в бюджет региона в полном объеме при расторжении трудового договора.

О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - ФЗ № 159) определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Так, ФЗ № 159 устанавливаются дополнительные гарантии права на образование, медицинское обеспечение, имущество и жилое помещение, труд и социальную защиту от безработицы.
Кроме этого, согласно статье 10 ФЗ № 159 за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Компенсация морального вреда в связи с некачественным оказанием медицинской помощи 

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года, исходя из нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Законодатель, закрепив в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации общие правила компенсации морального вреда, не установил ограничений в отношении случаев, когда допускается такая компенсация. При этом согласно пункту 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с этим кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Здоровье - это состояние полного социального, психологического и физического благополучия человека, которое может быть нарушено ненадлежащим оказанием пациенту медицинской помощи, а при смерти пациента нарушается и неимущественное право членов его семьи на здоровье, родственные и семейные связи, на семейную жизнь.
Из норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и их толкования в соответствующих решениях Европейского Суда по правам человека в их взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, причинения вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками и другими членами семьи такого гражданина, поскольку, исходя из сложившихся семейных связей, характеризующихся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи, возможно причинение лично им (то есть членам семьи) нравственных и физических страданий (морального вреда) ненадлежащим оказанием медицинской помощи этому лицу.
Гражданские дела о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, в силу части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению судом с обязательным участием прокурора.

О порядке применения должностными лицами исправительных учреждений мер поощрений и взысканий к осужденным к лишению свободы 

Прокуратура города Анжеро-Судженска разъясняет, что в соответствии со статьей 119 УИК РФ правом применения к осужденным к лишению свободы мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Помимо прочего, начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения:
- благодарность;
- разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
- досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.
Кроме того, начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.
Аналогичные положения о порядке применения начальниками отрядов мер поощрений и взысканий к осужденным к лишению свободы закреплены в Положении об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденном Приказом Минюста России от 30.12.2005 №259.


О разграничении права на свободу слова и распространение материалов экстремистской направленности 

Прокуратура города Анжеро-Судженска разъясняет, что в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» внесены изменения, согласно которым при рассмотрении жалоб на постановления о возбуждении уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности судом должны тщательно проверяться основания для их возбуждения.
Разъяснение напоминает о том, что у граждан есть гарантированное право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Это право может быть ограничено только в исключительных случаях и в той мере, в которой это необходимо в демократическом обществе в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Факт размещения материалов, содержащих «экстремистский» контент в социальных сетях, может быть квалифицирован по ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, только в том случае, когда лицо, размещающее такой контент, осознавало направленность своих действий на нарушение основ конституционного строя, а также имело цель возбудить ненависть или вражду.
При рассмотрении такого рода жалоб судом в обязательном порядке должна учитываться угроза обществу, которую влечет распространение подобных материалов. Судом должны тщательно проверяться основания для возбуждения уголовных дел. К таким основаниям относится не только факт размещения в интернете «экстремистского» контента, но и другие сведения, указывающие на общественную опасность и мотив совершения преступления.
При определении умысла на возбуждение ненависти, суд должен учитывать совокупность обстоятельств, а именно: форму и содержание размещенной информации, ее контекст; наличие и содержание личных комментариев лица размещающего контент; факт личного создания либо заимствования информации; содержание всей страницы пользователя и характеристику его личности; объем, частоту и продолжительность размещения такого рода информации и интенсивность ее обновлений.


О требованиях к осуществлению частной охранной деятельности 

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон) частная охранная организация в обязательном порядке должна иметь лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Соблюдение частными охранными организациями лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Помимо лицензионных требований статьей 12 Закона предусмотрены дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности, среди которых:
- в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию;
- обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации;
- частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.


О некоторых вопросах привлечения к труду осужденных к принудительным работам 

Прокуратура города Анжеро-Судженска разъясняет, что с 1 января 2020 года вступит в силу Федеральный закон от 18.07.2019 № 179-ФЗ, которым внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Статья 60.1 кодекса дополнена частью 3.1.
В частности, в целях привлечения к труду осужденных к принудительным работам на базе имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование организациями, использующими труд этих осужденных, могут создаваться участки исправительных центров, расположенные вне исправительных центров, но в пределах субъектов Российской Федерации, на территориях которых они находятся. Порядок создания и функционирования указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Типовой договор между исправительным центром и организацией, использующей труд осужденных к принудительным работам, находящихся на участке исправительного центра, расположенном вне территории исправительного центра, утверждается федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Отнесение продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, к продукции с длительным технологическим циклом производства

Прокуратура города Анжеро-Судженска разъясняет, что под действие Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» подпадает также продукция с длительным технологическим циклом производства, признаки которой и порядок ее отнесения определяются приказом Минпромторга России от 21.04.2017 № 1270.
К продукции с длительным технологическим циклом производства относится такая продукция, длительность производственного цикла изготовления которой в соответствии с технологией ее производства составляет более 6 месяцев.
Отнесение продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства осуществляется головным исполнителем поставок продукции либо исполнителем самостоятельно.
В этих целях головной исполнитель (исполнитель) составляет график технологического цикла производства на текущий календарный год и за два предшествующих календарных года производства, в которых содержится информация о:
- технологическом маршруте изготовления единицы продукции и ее составных частях;
- составе и длительности выполнения технологических операций производства продукции.
Решение об отнесении такой продукции принимается специально созданной комиссией и оформляется протоколом.
Графики и протокол заседания комиссии оформляются
и предоставляются головным исполнителем (исполнителем) вместе
с заявлением в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в целях подтверждения длительности производственного цикла изготовления продукции, поставляемой в рамках гособоронзаказа.
По результатам рассмотрения в течении 30 календарных дней, представленного головным исполнителем (исполнителем) пакета документов, Минпромторг России принимает решение об отказе либо в выдаче заключения об отнесении продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства.
В случае отказа направленный головным исполнителем (исполнителем) пакет документов не возвращается.

О порядке получения социального налогового вычета по расходам на покупку лекарств

Прокуратура города Анжеро-Судженска разъясняет, что с 2019 года упрощен порядок получения социального налогового вычета по расходам на покупку лекарств. Раньше для получения такого вычета лекарство должно было входить в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 201. Сейчас же вернуть часть уплаченного НДФЛ можно за покупку любого лекарства, выписанного по рецепту лечащего врача.
Вычет по-прежнему ограничен 13% от 120 000 рублей, то есть вернут не более 15 600 рублей. При этом в сумму 120 000 рублей входят также расходы на обучение, повышение квалификации, медицинские услуги и др.
Получить социальный налоговый вычет по расходам на покупку лекарств можно любым из двух способов:
- по окончании года подать налоговую декларацию 3-НДФЛ и подтверждающие документы (чеки за лекарства, купленные в этом году);
- до конца года можно получить в налоговом органе уведомление о подтверждении права на социальный налоговый вычет и с ним обратиться к своему работодателю: бухгалтерия не будет удерживать НДФЛ из зарплаты, пока работник не получит весь вычет.
В обоих случаях необходимо представить подтверждающие документы:
- рецептурный бланк;
- платежные документы (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платежные поручения и т.п.).





Об изменениях в Федеральном законе «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Прокуратура города Анжеро-Судженска разъясняет, что Федеральным законом Российской Федерации от 01.10.2019 № 331-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В частности, Федеральным законом изменены основания для продления административного надзора.
Так, согласно новой редакции ст. 7 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть продлен судом в случае:
1) осуждения поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
2) осуждения поднадзорного лица условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
3) применения к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества в связи с совершением им в период нахождения под административным надзором преступления;
4) совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу новой редакции статьи 5 названного Федерального закона течение срока административного надзора приостанавливается в случае осуждения поднадзорного лица к принудительным работам. Установлено, что в случае замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами срок административного надзора исчисляется со дня отбытия указанного наказания.
Кроме того, уточнены обязанности поднадзорного лица по уведомлению органа внутренних дел о перемене места жительства, пребывания или фактического нахождения.





Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренное ст. 47 УК РФ, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ) по месту жительства (работы) осужденных. 
Если оно назначено в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний. 
В документе об освобождении лица, отбывшего основное наказание, делается запись о том, что осужденный должен отбыть еще и дополнительное наказание. Администрация учреждения направляет в УИИ по выбранному месту жительства осужденного копию приговора суда, а также справку на осужденного. После отбытия основного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняют УИИ. 
Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью. 
Если это наказание назначается в качестве дополнительного к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы оно распространяется на все время отбывания основного наказания, но при этом его срок начинает исчисляться со дня освобождения осужденного из соответствующего учреждения. Администрация исправительного учреждения не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено приговором суда (ч. 4 ст. 33 УИК РФ). 
Отбывание наказания прекращается в последний день срока с учетом тех изменений, которые были внесены в срок наказания в соответствии с законом. Осужденный снимается с учета, инспекция уведомляет суд, вынесший приговор, об исполнении наказания. Сообщения также направляются в Федеральную миграционную службу и в военный комиссариат по месту постоянной регистрации осужденного, если он призывного возраста. 
В отношении данного наказания закон устанавливает различие между исполнением наказания и исполнением требований приговора суда. Исполняют наказание УИИ или учреждения, а требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью (ГИБДД, органы лицензирования). 
После получения копии приговора суда инспекция заводит личное дело, ставит осужденного на учет и направляет в суд извещение о принятии приговора к исполнению. Сообщение также направляется в территориальный орган Федеральной миграционной службы и в военный комиссариат по месту постоянной регистрации осужденного, если он призывного возраста. В течение десяти дней с момента постановки на учет инспекция устанавливает место работы осужденного и направляет в адрес организации копию приговора и извещение или же направляет копию приговора и извещение в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности. 
Инспекция направляет осужденному письменное уведомление о дате явки в инспекцию с документами, удостоверяющими личность. В день явки в инспекцию осужденному разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные и другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за исполнением осужденным требований приговора. У осужденного отбирается подписка о его предупреждении о том, что в случае неисполнения требований приговора ему будет продлен срок наказания на период, в течение которого он будет занимать запрещенную должность или заниматься запрещенной деятельностью. 
Инспекция, получив сообщение об освобождении осужденного от должности, которую он лишен права занимать, либо об аннулировании разрешения и изъятии документа, дающего право на занятие определенной деятельностью, проверяет данный факт. В случае неполучения сообщения об освобождении осужденного от должности в течение 30 дней после направления извещения инспекция осуществляет проверку исполнения приговора с посещением места работы осужденного. В целях дальнейшего контроля инспекция не реже одного раза в шесть месяцев проверяет с посещением места работы осужденного исполнение требований приговора администрацией организации и осужденным, при необходимости проверяет трудовой договор и должностную инструкцию. Инспекция также организует проведение воспитательной работы с осужденным, в том числе и по месту работы. 
Администрация организации, в которой работает осужденный, получив из инспекции копию приговора суда и извещение, в котором она информируется о своих обязанностях, должна исполнить требования приговора суда. 
Администрация обязана в трехдневный срок после получения копии приговора суда и извещения инспекции освободить осужденного от должности в соответствии с п. 4 ст. 83 ТК РФ (уволить или перевести на другую должность) и сообщить в инспекцию о прекращении (изменении) трудового договора с осужденным. В этом случае не выплачивается выходное пособие и не требуется согласие профсоюза на увольнение работника. В случае увольнения осужденного, не отбывшего наказание, администрация обязана сообщить об этом в инспекцию и внести в трудовую книжку увольняемого запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать. 
Администрация также обязана представлять по требованию инспекции документы (трудовой договор, приказ, должностную инструкцию), связанные с исполнением приговора. 
Орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью (ГИБДД, общество охотников), после получения копии приговора и извещения инспекции обязан в трехдневный срок аннулировать разрешение на занятие запрещенной судом деятельностью, изъять соответствующий документ (водительское удостоверение, охотничий билет), предоставляющий право заниматься указанной деятельностью, и известить об этом УИИ. Эти органы также обязаны контролировать соблюдение осужденным запрета. Если запрещенная осужденному деятельность связана с хранением и ношением оружия, органы внутренних дел должны изъять имеющееся у осужденного оружие. 
Основной обязанностью осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является исполнение требований приговора суда, то есть не занимать запрещенную должность и не заниматься запрещенной деятельностью. Другие обязанности связаны с осуществлением контроля за отбыванием наказания. Осужденный обязан по требованию инспекции представлять документы, связанные с отбыванием наказания: справки, характеристики с места работы, копии приказов и распоряжений администрации организации и так далее. Осужденный обязан сообщать в инспекцию о всех изменениях, связанных с исполнением наказания - об изменении места работы или увольнении с работы, а также об изменении места жительства. 
В случае увольнения осужденного с прежнего места работы инспекция в тридцатидневный срок устанавливает новое место работы, должность или род занятий осужденного, направляет по новому месту работы копию приговора суда и извещение, проверяет в трудовой книжке осужденного наличие записи, соответствующей приговору суда.

О специальной оценке условий труда
Специальная оценка условий труда - комплекс мер, направленных на анализ условий труда в конкретной организации и выявление нарушений действующих норм законодательства.
Согласно ст. 8, ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится не реже одного раза в пять лет, а в случаях изменений в производственном процессе, использования новых технологий или материалов, возникновения новых трудовых зон проводится внепланово.
Специальная оценка условий труда должна быть проведена раньше, если возникла аварийная ситуация, у сотрудников были диагностированы профессиональные заболевания или же поступила просьба от работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда.
Специальная оценка условий труда обязательна для всех организаций, в том числе для малых и микропредприятий. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусматривает административную ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Установлена выплата возмещения членам жилищно-строительных кооперативов, пострадавшим от застройщиков

Федеральным законом от 04.11.2019 № 359-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Так, согласно внесенным изменениям Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства наделяется функцией по выплате возмещения гражданам, являющимся членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Выплаты будут осуществляться в случае подачи гражданином - членом кооператива заявления о выходе из кооператива.
Осуществление выплат будет происходить за счет имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса Российской Федерации, иных публично-правовых образований.
Фонд осуществляет выплаты, если требования граждан были погашены в деле о банкротстве застройщика путем передачи кооперативу прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок в соответствии с реестром требований участников строительства (реестром требований о передаче жилых помещений), и указанные граждане имеют в отношении соответствующего кооператива требования о передаче жилого помещения, машино-места и (или) нежилого помещения.
Прием новых членов в кооператив, а также уступка пая членами кооператива не допускаются со дня обращения кооператива в Фонд.
Непосредственно порядок выплаты возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Закон вступил в силу с 15.11.2019.

Утверждены требования к антитеррористической защищенности отдельных объектов образования

С 19 ноября 2019 года вступили в силу Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Требования), а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)., утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1421.
Необходимость принятия Требований обусловлена передачей названному министерству функций и подведомственных учреждений ликвидированного Федерального агентства научных организаций Российской Федерации.
Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, иных объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - объекты).
Перечень объектов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, подлежащих категорированию в целях их антитеррористической защищенности, формируется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Перечень объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в целях их антитеррористической защищенности, формируется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 5 дней после утверждения перечня объектов письменно уведомляет их правообладателей об этом.
С вступлением в силу указанного Постановления признаются утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2017 № 239 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций, его территориальных органов и подведомственных ему организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Требования к содержанию автомобильных дорог в зимнее время года

В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 3 ст. 15 этого закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
П. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденному приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, срок устранения снега на улицах и дорогах местного значения (кроме парковых), главных улицах и улицах в жилой застройке составляет не более 6 часов.
Срок устранения зимней скользкости - не более 5 часов. Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения.
Непринятие мер по организации надлежащего содержания автомобильных дорог образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении.
Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В чем различие между террористической деятельностью и экстремистской?

Террористическая деятельность это деятельность, которая включает в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности (ФЗ №35 «О противодействии терроризму»).
В свою очередь экстремистская деятельность, направлена, прежде всего, на публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (ФЗ №144 «О противодействии экстремисткой деятельности»).
Таким образом, и террористическая, и экстремистская деятельность направлены на нарушение прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

Об ответственности управляющих компаний за ненадлежащее содержание детских игровых площадок

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 № 124-ФЗ) государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Поэтому безопасность детских площадок при многоквартирных домах является важным критерием в указанной политике.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 27.03.2018) в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Порядок действий работника и работодателя при несчастном случае на производстве

Согласно п. 4 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации №73 от 24.10.2002 (далее - Положение №73), работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлениями признаков острого заболевания (отравления) при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
В соответствии со ст.229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему потерю трудоспособности на срок не менее одного, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах. При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу).
В случае несогласия с содержанием акта о несчастном случае, разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастного случая, непризнания работодателем факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, необходимо обращаться в Государственную инспекцию труда.

Меры по предупреждению коррупции для юридических лиц

В силу ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.
В целях активизации этого процесса с 1 января 2013 года действует статья 13.3. названного Федерального закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции. Эта обязанность распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации.
В ч. 2 ст. 13.3 названного Федерального закона содержится примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации, в том числе: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Так, организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)» сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике. Рекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и предложения по его содержанию и последующему исполнению.
Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том числе: сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений; нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие; обзор типовых ситуаций конфликта интересов; типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционная хартия российского бизнеса.


Внесены изменения в отдельные законодательные акты в области противодействия коррупции

Федеральным законом РФ от 26.07.2019 №228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» уточнена ответственность депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления за совершение отдельных коррупционных правонарушений.
Установлено, что представление указанными лицами недостоверных сведений о доходах и расходах не всегда влечет досрочное прекращение их полномочий.
В частности, если искажение этих сведений является несущественным, к ним могут быть применены и другие меры ответственности (предупреждение, запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий, освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий и т.д.).
Порядок принятия решения о применении данных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом от 26.07.2019 №251-ФЗ внесены изменения в статью 12.1 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции».
Теперь депутат представительного органа сельского поселения, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о доходах и расходах в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений, в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, депутат представительного органа сельского поселения сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

С 1 июня 2020 года взыскание по исполнительным листам не может быть обращено на денежные выплаты социального характера

Федеральным законом от 21.02.2019 №12-ФЗ в статью 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» внесены изменения.
Статья о видах доходов, на которые не может быть обращено взыскание дополнена пунктом 18 в соответствии с которым не допускается взыскание по исполнительным листам с денежных средств, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести. Изменения вступают в силу с 1 июня 2020 года.

Минимизированы риски срыва закупок по гособоронзаказу

Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2019 г. № 1326 "О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99" установлены дополнительные требования к участникам закупок товаров для обеспечения гособоронзаказа, а именно:
- наличие в предыдущие 3 года опыта исполнения контрактов на поставку предметов снабжения на определенную сумму;
- отсутствие у руководства поставщика судимости за отдельные преступления.
Сформирован перечень товаров, при закупке которых применяются дополнительные требования. Эти товары закупаются через конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы (в том числе закрытые) либо аукционы.
Требования касаются крупных закупок - с начальной (максимальной) ценой контракта более 50 млн. рублей.


Введен запрет на выдачу гражданам микрофинансовыми организациями займов под залог недвижимости

Федеральным законом от 02.08.2019 № 271-ФЗ внесены изменения в ст. 12 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Так, ч. 1 указанной статьи дополнена п. 11, которым установлены дополнительные ограничения деятельности микрофинансовых организаций.
В частности, микрофинансовым организациям запрещено выдавать физическим лицам займы под залог недвижимого имущества для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом:
а) жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;
б) доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;
в) права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Внесенные изменения вступили в силу с 1 ноября 2019 года.

Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков 

Среди проблем в сегодняшней жизни на одно из первых мест вышел вопрос незаконного оборота наркотиков.
Распространение наркотических средств и психотропных веществ является одной из основных социальных проблем в стране, угрожает национальной безопасности, здоровью и генофонду нации.
Только официально зарегистрированных в медицинских учреждениях области потребителей наркотических средств более 6 тысяч человек.
К сожалению, в настоящее время в возрастном плане границы данного вида преступности смещаются в сторону ее омоложения.
Осознавая всю опасность распространения наркотизации все больше внимания уделяется борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ установлена в пятнадцати статьях УК РФ.
Уголовно наказуемыми считаются их незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта в крупном и особо крупном размере (ст. 228 УК РФ) – наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет;
незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ) в зависимости от размера наркотика предусматривает – наказание вплоть до пожизненного лишения свободы;
нарушение правил оборота наркотических средств (ст. 228.2 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до трех лет;
хищение либо вымогательство наркотических средств (ст. 229 УК РФ) — наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет;
контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет;
склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет;
незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до восьми лет;
организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до семи лет; и другие деяния.
Как видно законодатель установил суровое наказание за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и несмотря на общую гуманизацию в данной сфере снижение наказания не предвидится.
Уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, а за хищение и вымогательство, уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Вместе с тем уголовное наказание далеко неединственное в рамках уголовного права средство противодействия рассматриваемому явлению.
Так, существенным дополнением к уголовно-правовым мерам борьбы с наркотизмом, содержащимся в УК РФ, является примечание к ст. 228 УК РФ, которым предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности при незаконных действиях с наркотиками. В соответствии с ним лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом, изобличению лиц, их совершавших, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
При этом не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, при задержании лица и при производстве следственных действий по обнаружению и изъятию указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Эта норма обладает значительной профилактической направленностью, стимулируя деятельное раскаяние лиц, совершивших незаконные действия (явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления).

Необходимые документы для усыновления

Порядок усыновления ребенка регулируется ст. 125 Семейного кодекса РФ.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 125 СК РФ усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.
Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком (абз. 1 п. 2 ст. 125 СК РФ).
Документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении, определяются в соответствии со ст. 271 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Перечень документов может быть не одинаковый.
По общему правилу, в силу ч. 1 ст. 271 ГПК РФ к заявлению об усыновлении должны быть приложены:
1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;
2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;
3) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;
4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;
8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Государственная пошлина физическими лицами при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка не уплачивается согласно пп. 14 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

О госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ от 26.11.2019 № 50 вопрос о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке может быть рассмотрен в отношении граждан с заразной формой болезни и неоднократно нарушавших санитарно-противоэпидемический режим, а также граждан, отказывающихся от обследования или лечения.
Если при исполнении решения суда о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке выяснится, что установленный в решении суда срок госпитализации недостаточен для завершения обследования и (или) лечения, руководитель медицинской противотуберкулезной организации вправе обратиться в суд с повторным административным иском о госпитализации гражданина, нуждающегося в продолжении обследования и (или) лечения.
При достижении целей обследования и (или) лечения до истечения установленного судом срока госпитализация в недобровольном порядке может быть прекращена по решению руководителя медицинской противотуберкулезной организации.

В закон о любительском рыболовстве внесены изменения

С 01.01.2020 вступает в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В указанном нормативном акте определено, что любительское рыболовство предполагает под собой процесс добычи (вылова) биологических ресурсов, находящихся в воде с целью удовлетворения личных потребностей, запросов.
В целях охраны окружающей среды, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания установлены и ограничения любительского рыболовства.
В частности, наложен прямой запрет на любительское рыболовство с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока; с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов; спосо-бом подводной добычи водных биоресурсов (подводной охоты) в местах массового отдыха граждан; с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения водных биоресурсов под водой; с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов; с применением орудий добычи (вылова), используемых для подводной добычи (вылова) водных биоресурсов, над поверхностью водных объектов.
Также, введено понятие суточной нормы добычи (вылова) объектов любительского рыболовства - объем вида водного биоресурса, разрешенный к добыче (вылову) физическому лицу в течение календарного дня.

Последствия ненадлежащего оформления трудовых отношений

Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 68 Трудового кодекса Российской Федерации прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса РФ).
Наиболее распространенными формами неформальных трудовых отношений являются подмена трудовых отношений договорами гражданско - правового характера и осуществление трудовой деятельности без официального оформления.
Неформальные отношения приводят к нарушению трудовых прав работников.
При нарушении трудовых прав всегда необходимо обращаться в государственную инспекцию труда и органы прокуратуры.
Кроме того, юридическая ответственность за привлечение к работе без оформления трудового договора определяется нормами законодательства об административных правонарушениях (статья 5.27. КоАП РФ).

Возмещение причиненного потерпевшим ущерба и вреда по уголовным делам

Законодателем определено понятие ущерба, причиненного в рамках уголовного судопроизводства - под ущербом следует понимать имущественный вред, который может быть возмещен в натуре - в частности, путем предоставления имущества взамен утраченного, ремонта или исправления поврежденного имущества, в денежной форме - возмещение стоимости утраченного или поврежденного имущества, расходов на лечение.
Под заглаживанием вреда понимается имущественная, в том числе денежная компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства.
Способы возмещения ущерба и заглаживания вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц.
Возмещение ущерба и (или) заглаживание вреда могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе или согласия другими лицами.
Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, возместить ущерб или загладить вред в будущем, не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.
Под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, следует понимать уплату в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов.

Медосмотр несовершеннолетних при приеме на работу

В соответствии с требованиями ст. 69, ч. 1 ст. 266 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием заключения трудового договора с лицами в возрасте до 18 лет является прохождение ими предварительного медицинского осмотра.
Осмотр необходим независимо от трудовой функции.
Несовершеннолетний в возрасте 15-17 лет может быть принят на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра, подтверждением которого является справка, оформленная в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России от 15.12.2014 № 834н и содержащая сведения, помимо прочего, об объективных данных и состоянии здоровья, указанные врачом-терапевтом, врачом-хирургом, врачом-неврологом, врачом-оториноларингологом, врачом-офтальмологом, данные флюорографии, данные лабораторных исследований.
Кроме этого, данная справка должна содержать сведения о перенесенных заболеваниях и профилактических прививках. Данная справа подписывается врачом, выдавшим данную справку, и главным врачом медицинской организации.
В дальнейшем несовершеннолетние подлежат обязательному ежегодному медицинскому осмотру до достижения ими возраста 18 лет (ч. 1,2 ст. 266 Трудового кодекса Российской Федерации). Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Подростки, не прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинского заключения, к работе не допускаются.

КС запретил работодателям увольнять сотрудников с выходным пособием меньше среднего заработка

При увольнении в декабре в связи с ликвидацией организации гражданке выплатили выходное пособие за январь на треть меньше ее среднего заработка. Суды отказались взыскать с работодателя доплату, поскольку размер пособия исчислен исходя из количества рабочих дней в январе.
Гражданка обратилась в Конституционный Суд РФ. По ее мнению, оспариваемая норма нарушает конституционный принцип равенства и справедливости, поскольку позволяет уменьшать гарантированное законом пособие и ставит его размер в зависимость от даты увольнения.
КС признал норму не противоречащей Конституции РФ, поскольку она сама по себе не предполагает уменьшения пособия. Норма носит технический характер, и ее надо применять в системной связи с Трудовым кодексом. Выходное пособие - одна из гарантий конституционного права на труд. Независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения оно не должно быть меньше зарплаты. Пособие - не оплата какого-то периода, а материальная поддержка уволенному. Зарплата работников, продолжающих трудиться, не снижается в зависимости от праздничных дней. Следовательно, и увольняемых работников нельзя ставить в худшее по сравнению с ними положение.
Судебные решения в отношении заявительницы должны быть пересмотрены.
Постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 2019 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки В.С. Кормуш".

Установлена административная ответственность за производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции

Федеральным законом от 04.11.2019 №357-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации дополнен новой статьей 14.17.3, устанавливающей административную ответственность за производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции.
За такие действия установлен административный штраф для граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
Федеральный закон вступил в силу с 15.11.2019.

О праве граждан на обращение в органы власти

Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемым правом человека и гражданина в Российской Федерации.
Основное место среди нормативных актов федерального уровня занимает Федеральный Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в том числе и органами прокуратуры.
Указанный порядок распространяется на все обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в ином порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами.
Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Кроме того, граждане имеют право:
1) представлять дополнительные документы и материалы;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Помимо прав, Федеральным законом 59-ФЗ установлены обязанности граждан при направлении обращений.
Гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращение может быть направлено в форме электронного документа. В этом случае гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Федеральный закон устанавливает сроки регистрации и рассмотрения обращения:
- обращение должно быть зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления;
- в течение 30 дней со дня регистрации обращение должно быть рассмотрено. 
В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на это лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Необходимо также обратить внимание на то, что сроки исчисляются в календарных днях, а не рабочих.
В случае нарушения порядка рассмотрения обращения граждан предусмотрена административная ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Внесены изменения в законодательство о банкротстве

Федеральным законом от 12 ноября 2019 года № 377 -ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В том числе скорректированы Законы о несостоятельности (банкротстве), о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о защите прав и интересов граждан при возврате просроченной задолженности.
В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц , ИП и иных субъектов экономической деятельности ( ЕФРС) будут обязательно вносить сведения о продаже предприятий или передаче их в аренду.
С 1 апреля 2020 г. в ЕФРС можно будет вносить данные о правах лиц, не являющихся владельцами имущества, на вещи и имущественные права, закрепленные в договорах с собственником ( владельцем) вещи, а также сведения о поручительстве.
С 1 июля 2020 года в ЕФРС будут публиковать информацию о привлечении кредиторами коллекторов.
Вышеуказанный Федеральный закон вступил в силу с 12.11.2019 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.

Ответственность за организацию незаконной миграции с использованием служебного положения

Федеральным законом от 04.11.2019 № 354-ФЗ внесены изменения в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Федеральным законом часть 2 статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации дополняется новым пунктом, которым усилена ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, если такое деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения.
За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового. 
Федеральный закон вступил в силу 15.11.2019.

Кто может забирать ребенка из детского сада?

Забирать ребенка из детского сада имеют право родители, а если над ребенком установлена опека или попечительство - опекуны и попечители, которые являются законными представителями несовершеннолетнего и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми лицами без специальных полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ; п. п. 1, 2 ст. 31 ГК РФ).
Перечень лиц, которые вправе забирать ребенка из детского сада, кроме его законных представителей, законодательно не установлен.
Вместе с тем возможность доверить такое право иным лицам может быть предусмотрена локальными нормативными актами образовательной организации (детского сада), а также договором об образовании, заключенным с законным представителем ребенка (ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 28, ч. 5 ст. 44, ст. 54 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
При наличии указанной возможности образовательная организация может попросить законного представителя ребенка представить список лиц, которым разрешается забирать ребенка.
Кроме того, представление интересов законного представителя может осуществляться другим лицом, полномочия которого подтверждаются нотариальной доверенностью (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ).

Отзыв заявления об увольнении по собственному желанию

Работник решил уволиться по собственному желанию. Это одно из самых распространенных оснований расторжения трудового договора. В этом случае инициатива прекращения трудовых отношений исходит от работника и не предполагает ее одобрения работодателем.
При данных обстоятельствах работник должен предупредить работодателя о предстоящем увольнении не позднее чем за две недели. Течение этого срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления об увольнении (ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации).
А что делать, если работник передумал увольняться. Это может произойти по различным причинам. Каковы действия работника в таком случае?
Запрета в трудовом законодательстве на отзыв работников своего заявления об увольнении по собственному желанию нет. Причем сделать это можно в любой день, включая последние сутки работы с момента предупреждения работодателя о предстоящем увольнении.
Для этого работнику на имя работодателя необходимо написать отзыв заявления на увольнение поданного им ранее. Важно, чтобы информация дошла до адресата и у отправителя было подтверждение этого факта.
Также, закон предусматривает и тот случай, когда работнику может быть отказано в отзыве заявления об увольнении - если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

Судебный приказ в гражданском процессуальном законодательстве

С 1 октября 2019 года вступили в действие изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ, которые касаются приказного производства.
Так, добавлены новые категории требований, рассмотрение которых возможно путем выдачи судебного приказа.
Например, взыскание расходов на капитальный ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме, задолженности по обязательным платежам и взносам с членов товарищества собственников недвижимости и потребительского кооператива.
Установлены дополнительные требования к содержанию заявления о вынесении судебного приказа.
Помимо ранее предусмотренных обязательных сведений о гражданине-должнике, таких как фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, дата и место рождения, место работы (если они известны), необходимо дополнительно указать один из идентификаторов, к которым относятся страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.
В заявлении о вынесении судебного приказа в отношении организации-должника кроме наименования и адреса следует отразить идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер, если они известны.
Непосредственно в самом судебном приказе дополнительно будут отражаться сведения о должнике, содержащиеся в заявлении о вынесении судебного приказа.
Вновь введенной ч. 2 ст. 126 ГПК РФ уточнен порядок вынесения судебного приказа. Суд не будет вызывать стороны для судебного разбирательства. Решение будет приниматься на основании представленных документов.
Установлен срок для направления копии судебного приказа должнику - 5 дней.

О запрете размещать в МКД гостиницы

В соответствии со ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
С 01.10.2019 вступили в силу изменения, внесенные в указанную статью Кодекса Федеральным законом от 15.04.2019 № 59-ФЗ. Теперь в соответствии с ч. 3 ст. 17 ЖК РФ не допускается размещение в жилых помещениях не только промышленных производств, но и гостиниц. Кроме того, жилое помещение не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 № 1417 внесены соответствующие изменения в Правила пользования жилыми помещениями.
Напомним, что использование жилого помещения не по назначению влечет применение к собственнику мер ответственности, предусмотренных законодательством, например административной в виде штрафа (статья 7.21 КоАП РФ), гражданско-правовой в виде лишения права собственности на жилое помещение (статья 293 Гражданского кодекса РФ).

Изменения законодательства в сфере оборота оружия

Согласно статье 222 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов.
В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия Верховным Судом РФ даны соответствующие разъяснения об уголовной ответственности за совершение преступлений рассматриваемой категории.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2019 № 15 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», обращается внимание на то, что при правовой оценке действий, предусмотренных частью первой или четвертой статьи 222 УК РФ, следует исходить из положений ч. 2 ст. 14 УК РФ о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, необходимо учитывать, например, совокупность таких обстоятельств, как количественные характеристики (хранение нескольких патронов) и качественные показатели предмета, мотив и цель, которыми руководствовалось лицо, поведение лица, как предшествующее совершению деяния, так и непосредственно в период его совершения.
Таким образом, хранение небольшого количества боеприпасов, неисправного старого оружия и боеприпасов, хотя формально и подпадающее под признаки состава указанного преступления не влечет за собой уголовную ответственность. В данном случае действия виновного лица могут содержать признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назад