Официальный сайт Анжеро-Судженского городского округа

Официальный сайт
Анжеро-Судженского городского округа

Официальна группа Вконтакте Официальная группа в Одноклассники Официальна группа Телеграмм ОАТОС
Версия для слабовидящих Главная Карта сайта Поиск Контактная информация
Главная
Поиск
Контактная информация

Прокуратура

Прокуратура Правовое просвещение Отчеты

Против коррупции

Новое в законодательстве

19.12.2019

За приобретение и использование невидимых камер видеонаблюдения предусмотрена уголовная ответственность.
07.12.2011 законодателем в Уголовный кодекс введена статья 138.1, которой предусмотрена ответственность за незаконные производство, приобретение и сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
С этого времени часто у граждан и правоохранительных органов возникали вопросы будет ли то или иное аудио-, видеозаписывающее устройство относиться к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, потому что не имелось чёткого законодательного определения данного понятия.
Со 02.08.2019 статья 138.1 УК РФ дополнена примечанием, в котором законодателем указано какие именно технические средства предназначены для негласного получения информация, а какие нет.
Так, под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и получения информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.
К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.
Таким образом, невидимые другим гражданам видеокамеры запрещены в гражданском обороте и за их приобретение предусмотрена уголовная ответственность.

Основания освобождения юридического лица от административной ответственности за совершение правонарушения коррупционной направленности
Статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридического лица за незаконные передачу, предложение или обещание от его имени или в его интересах должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение определенных действий (бездействия).
Частями 2 и 3 данной статьи установлены квалифицирующие признаки совершения административного правонарушения в зависимости от размера незаконного вознаграждения.
Санкция данной статьи предусматривает штраф в размере до стократной суммы незаконно переданного имущества либо оказанных, обещанных или предложенных услуг с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 298-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 19.28 дополнена примечанием 5, в соответствии с которым юридическое лицо освобождается от административной ответственности, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Анализы на употребление психоактивных веществ при получении или замене водительских прав необходимо сдавать с 1 июля 2020 года
21 ноября 2019 года опубликован и начал действовать приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.11.2019 № 942н, в соответствии с которым анализы на употребление психоактивных веществ при получении или замене прав необходимо сдавать всем водителям с 1 июля 2020 года.
Обязанность должна была появиться уже с 22 ноября текущего года. Однако ведомство перенесло вступление в силу положений, касающихся проведения в рамках медосвидетельствования двух исследований:
определения наличия психоактивных веществ в моче;
качественного и количественного определения карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.
Другие изменения порядка прохождения медкомиссии, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.09.2019 № 731, начали применяться с 22 ноября 2019 года (как это и было предусмотрено).

Правительство России закрепило основания для признания многоквартирного дома аварийным.
Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2019 г. N 1535 "О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Правительство закрепило, в каком случае многоквартирный дом (МКД) признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Основанием для этого является аварийное техническое состояние несущих строительных конструкций или МКД в целом, характеризующееся:
- их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения дома;
- кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости МКД.
Жилые помещения, расположенные в таком доме, являются непригодными для проживания.
Два экземпляра заключения об оценке соответствия помещений и МКД установленным требованиям в 3-дневный срок направляются комиссией в соответствующий орган для последующего принятия решения и передачи заявителю и (или) в орган жилищного надзора (контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или дома.
Форма акта обследования помещения применяется и в отношении МКД.

За производство или оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции установлена административная ответственность
Федеральным законом от 04.11.2019 № 357-ФЗ внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс дополнен новой статьей 14.17.3.
В соответствии с указанными изменениями гражданин, должностное лицо или юридическое лицо в случае производства или оборота порошкообразной спиртосодержащей продукции будет подвержено административному наказанию.
Со дня вступления Закона в силу, то есть с 15 ноября 2019, производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
Рассматривают дела по данной категории административных правонарушений будут судьи, Роспотребнадзор или Федеральная налоговая служба.

В Правилах пользования жилыми помещениями закреплен ряд запретов, включая предоставление гостиничных услуг
Соответствующие изменения внесены в Правила пользования жилыми помещениями постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1417.
Новые положения пункта 4 Правил устанавливают ограничения на размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Вместе с тем разрешается использовать жилое помещение проживающими в нем на законных основаниях гражданами (наряду с проживанием) для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Данные изменения направлены создание условий для развития сферы самозанятых граждан и малого предпринимательства.

Компенсация добросовестному приобретателю за истребование жилого помещения
Федеральным законом от 02.08.2019 № 299-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым физическое лицо - добросовестный приобретатель, от которого на основании судебного акта было истребовано жилое помещение, сможет получить однократную единовременную компенсацию за счет казны Российской Федерации.
Компенсация выплачивается на основании вступившего в законную силу судебного акта по соответствующему иску добросовестного приобретателя к Российской Федерации. Судебный акт принимается в случае, если по не зависящим от добросовестного приобретателя причинам в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом о возмещении ему убытков, возникших в связи с истребованием от него жилого помещения, взыскание по исполнительному документу произведено частично или не производилось в течение шести месяцев со дня предъявления этого документа к исполнению.
Размер компенсации будет определяться судом исходя из суммы, составляющей реальный ущерб, либо в размере кадастровой стоимости жилого помещения, действующей на дату вступления в силу судебного акта об истребовании жилого помещения.
Если суд установит, что добросовестному приобретателю возмещены убытки, возникшие в связи с истребованием от него жилого помещения, размер компенсации подлежит уменьшению на сумму возмещенных убытков.
В случае выплаты компенсации к Российской Федерации переходит в пределах выплаченной суммы право (требование), которое добросовестный приобретатель имеет к лицу, ответственному за причинение ему убытков в связи с истребованием от него жилого помещения.
Физическое лицо - добросовестный приобретатель, от которого на основании вступившего в законную силу судебного акта было истребовано жилое помещение в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования до дня вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 299-ФЗ, вправе в течение трех лет со дня его вступления в силу обратиться с иском к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию о выплате однократной компенсации.
Федеральный закон от 02.08.2019 № 299-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Изменены критерии отнесения объектов к определенной категории риска в Правилах пожарного надзора
В постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» 09.10.2019 внесены изменения в части критериев отнесения объектов к определенной категории риска, количества категорий риска (введена категория чрезвычайно высокого риска) и периодичности проведения плановых проверок.
Установлена следующая периодичность плановых проверок:
- категории чрезвычайно высокого риска – один раз в год;
- объекты категории высокого риска — один раз в 2 года;
- значительного риска — один раз в 3 года;
- среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет ;
- умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет;
- низкого риска плановые проверки не проводятся.
Вышеуказанные изменения вступили в силу 19.10.2019.
Необходимо также отметить, что если организация или индивидуальный предприниматель не согласны с классом и критерием опасности, то можно потребовать их изменить. Для этого предусмотрена возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса опасности.
Сведения, которые нужно указать в заявлении, перечислены в пункте 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие, наличие оснований для изменения категории риска или класса опасности.
Срок рассмотрения такого заявления составляет 15 рабочих дней. В результате орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, информирует юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель информируются о причинах отказа.
Решение об отказе может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Групповые иски в гражданско-процессуальном законодательстве
Федеральным законом от 18.07.2019 № 191-ФЗ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации дополняется новой главой 22.3 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц».
Предусматривается, что гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при соблюдении следующих условий: имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик; предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц; в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства; использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.
Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц допускается в случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее 20 лиц.
Федеральным законом устанавливаются требования к исковому заявлению группы лиц, положения о ведении дел в суде о защите прав и законных интересов группы лиц, закрепляются права лица, присоединившегося к требованию группы лиц, устанавливается порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, порядок подготовки названных дел к судебному разбирательству, а также требования к решению суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц.
Федеральный закон вступил в силу 01.10.2019.

С 1 января 2020 года будет осуществляться учет граждан, отстраненных от воспитания детей
С 01.01.2020 вступит в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с нормами Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ (в редакции от 02.08.2019) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» в Российской Федерации с 01.01.2020 будет осуществляться учет граждан, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, граждан, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.
Документированная информация о вышеуказанных лицах будет содержаться в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в целях недопущения случаев передачи детей на воспитание в семью таким гражданам и бывшим усыновителям.
Документирование информации о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, осуществляется на основании выписки из решения суда о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав или об отмене усыновления по вине усыновителя либо на основании акта органа опеки и попечительства об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей. Содержание документированной информации, порядок ее предоставления и основания для прекращения учета определены положениями Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Изменения, внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 № 319-ФЗ в Семейный кодекс Российской Федерации, коснулись положений статей 70, 72, 73, 76, регламентирующих порядок лишения родительских прав, восстановления в родительских правах, ограничения в родительских правах и отмены такого ограничения, отмены усыновления. Так, согласно новой редакции кодекса суды будут обязаны в течение трех дней со дня вступления в законную силу решений суда по делам вышеуказанной категории направить выписки из этих решений в орган опеки и попечительства по месту их вынесения.
Размещение документированной информации о гражданине, лишенном родительских прав или ограниченном в родительских правах, гражданине, отстраненном от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, бывшем усыновителе, если усыновление отменено судом по его вине, в государственном банке данных о детях может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

Признание граждан безработными
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости), согласно которой безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В соответствии с частью 2 ст. 3 Закона о занятости решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации – паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
При отсутствии одного или нескольких указанных документов, орган службы занятости не вправе рассмотреть вопрос о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина безработным.
Согласно статье 3 Закона о занятости при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Для того, чтобы сделать вывод о невозможности предоставления гражданину подходящей работы, органы службы занятости в течение 10 дней со дня представления гражданином необходимых документов осуществляют подбор вариантов подходящей для него работы на основании статьи 4 Закона о занятости населения и исходя из сведений, содержащихся в документах, представляемых гражданином при обращении за содействием в поиске подходящей работы.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о занятости, подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
При отсутствии одного или нескольких необходимых документов определение подходящей для конкретного гражданина работы может быть ошибочным, а вывод о ее отсутствии и, как следствие, признание гражданина безработным неправомерным.
В отношении граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не предъявивших справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, вопрос о признании безработными органом службы занятости не рассматривается, за исключением граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.
При этом следует учитывать, что Закон о занятости не содержит положений, предусматривающих обязанность граждан по предоставлению всех документов, перечисленных в указанной статье, и отсутствие указанных документов, за исключением паспорта, не может служить основанием для отказа гражданину в предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Органы службы занятости оказывают содействие в поиске подходящей работы всем обратившимся гражданам, независимо от признания их безработными.

Изменения в порядке размещения информации, запрещенной в сети «Интернет» информации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2019 № 1310 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно изменениям, информация в Интернете о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, распространение которой запрещено федеральными законами, будет блокироваться.
Сайты, содержащие такую информацию, будут включаться в реестр запрещенных сайтов по решению Росмолодежи или Роскомнадзора (в отношении информации, размещенной в продукции СМИ, распространяемой посредством Интернета).
Изменения вступили в законную силу с 23.10.2019.

Новые требования к антитеррористической защищенности образовательных организаций
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий Министерства просвещения Российской Федерации, а также органов и организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Данные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов.
Перечни таких объектов определяются Министерством просвещения Российской Федерации в отношении объектов, правообладателем которых оно является, а также в отношении подведомственных ему организаций; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, - в отношении объектов, правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся их правообладателями, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Положениями данного постановления определено, что для установления дифференцированных требований к указанным объектам, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, при их вводе в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик проводится их категорирование посредством отнесения к одной из четырех категорий опасности.
Для категорирования создается специальная комиссия. При вводе в эксплуатацию нового объекта комиссия создается в течение 3 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию; в отношении функционирующего объекта - в течение 2 месяцев со дня утверждения данных требований.
Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня ее создания.
На каждый объект в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности, который согласовывается с руководителями территориальных органов безопасности, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Форма паспорта безопасности утверждена указанным постановлением.
Общий срок согласования не должен превышать 45 рабочих дней со дня его подписания.
Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».
Актуализация паспорта осуществляется не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении общей площади и периметра объекта (территории), количества критических элементов, мер по инженерно-технической защите.

Установлен срок планирования закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства
Федеральным законом от 02.08.2019 № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлен срок планирования закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 3.1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, которые определены Правительством Российской Федерации, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
Согласно внесенным изменениям, указанный раздел плана закупки должен формироваться на срок не менее чем три года.
Федеральный закон № 263-ФЗ вступает в силу 01.11.2019.

Обновлены формы исполнительных листов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 № 1220 обновлены формы исполнительных листов.
С 1 октября текущего года исключена необходимость указания даты и места рождения взыскателя, а при наличии сведений об основном государственном регистрационном номере должника или взыскателя, он подлежит отражению в исполнительном листе.
Также предусмотрена возможность указания в качестве одной из сторон соответствующих органа, учреждения или иного образования иностранного государства, уполномоченного представлять его интересы.

О порядке привлечения к административной ответственности за оскорбление

Оскорбление является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Объективная сторона указанного правонарушения выражается в унижении чести и достоинства лица в неприличной форме (циничной, противоречащей установленным правилам поведения, требованиям общечеловеческой морали). При этом стоит обратить внимание, что оскорбление будет являться таковым только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о конкретном человеке и при этом виновный осознает, что наносит оскорбление другому лицу и желает это совершить. Следует иметь ввиду, что оскорблением считается не только большое количество слов и выражений, но даже одно неприличное слово, употребленное лицом, привлекаемым к ответственности. Помимо словесной формы, оскорбление может быть и вербальным – плевки, жесты, пощечины. Кроме того, оскорбление может быть выражено и письменно в виде адресованных гражданину записок или писем неприличного содержания. Частью 1 статьи 1.4 КоАП РФ установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии с п. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Указанные положения закона распространяются в том числе и на лиц, совершивших (допустивших) оскорбление. Санкцией ст. 5.61 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ). За оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, установлена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ). В силу действующего административного законодательства решение вопроса о возбуждении дел указанной категории отнесено к компетенции прокурора. По результатам проведенной проверки в случае установления факта оскорбления и подтверждения факта унижения чести и достоинства другого лица прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Однако, заявителю следует помнить, чтосрок давностипривлечения лица к административной ответственности за совершение данного правонарушениясоставляет 3 месяца. В этой связи в случае, если прокурором факт оскорбления будет установлен по истечении 3-х месячного срока со дня совершения административного правонарушения производство по делу не может быть начато.

Несовершеннолетние имеют право на компенсацию в случае незаконного помещения в центр временного содержания
Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2019г. №38-П “По делу о проверке конституционности положений статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в связи с жалобой гражданки А.” Гражданка обратилась в Конституционный СудРФ в интересах своей дочери, которая по решению суда для профилактики находилась в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В иске о компенсации морального вреда ей было отказано, поскольку помещение в Центр не входит в число случаев, когда вред компенсируется за счет казны независимо от вины должностных лиц. Суд учел, что незаконность помещения подростка в Центр не подтверждена. По мнению заявительницы, спорные положения ГКРФ о возмещении вреда неконституционны, так как не допускают компенсации вреда в рассматриваемой ситуации. КС установил, что спорные нормы не противоречат КонституцииРФ, поскольку решение вопроса о помещении подростка во временное учреждение не мешает стороне высказывать в суде свои доводы, опровергать представленные материалы, а суду - оценить их и тщательного выяснить все обстоятельства. Помещение в центр - это лишение свободы в конституционно-правовом смысле. Поэтому механизм компенсации должен распространяться и на эти случаи. Спорные нормы позволяют несовершеннолетнему получить возмещение, если его помещение в центр признают незаконным. В связи с этим судебные решения в отношении дочери заявительницы должны быть пересмотрены.

Правовые последствия нелегального бизнеса
Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в государственном органе действующим законодательством признается незаконным и влечет для лица, ее ведущего, негативные последствия, как административного, так и уголовного характера. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свойрискдеятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном закономпорядке, если иное не предусмотрено настоящимКодексом. Государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" признаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Частью 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей. В случае если осуществление предпринимательской деятельности без регистрации повлекло причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, такое деяние подпадает под состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом крупным размером, крупным ущербом, доходом в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арест на срок до шести месяцев.

Об особенностях выезда детей за пределы РФ
Выезд детей по небиометрическому загранпаспорту сопровождающих их родителей возможен, если в него внесены сведения о них. Внесение сведений о детях в биометрический паспорт родителя (нового образца) не дает права ребенку на выезд без своего документа, удостоверяющего личность за пределами РФ. Если несовершеннолетний гражданин РФ выезжает без сопровождения родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), он должен иметь при себе, кроме паспорта, оригинал нотариально оформленного согласия на выезд от одного из названных лиц с указанием срока выезда и государств, которые он намерен посетить. Законодательного ограничения такого срока не установлено. При этом согласие от второго родителя не требуется. Оно также не требуется в случае выезда несовершеннолетнего совместно с одним из родителей. С 12 июня 2019 года пограничные органы более не принимают заявления от граждан о несогласии на выезд несовершеннолетнего. Такие заявления принимаются подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по месту жительства (пребывания) одного из родителей, а также диппредставительствами или консульскими учреждениями по месту постоянного проживания заявителя за пределами РФ.

Микрофинансовые организации не вправе выдавать займы под залог жилья
Вступил в силу в части федеральный закон от 02.08.2019 № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, внесены поправки в статьи 9 и 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в соответствии с которыми с 01.11.2019 микрофинансовые организации не вправе выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом (за исключением случаев, когда учредителем (акционером, участником) микрофинансовой организации, предоставляющей заем, является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование): а) жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу; б) доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу; в) права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». С 1 июля размер собственных средств (капитала) микрокредитной компании должен будет составлять 1 млн. рублей. Каждый последующий год к этой сумме потребуется прибавлять еще 1 млн руб. Правило не коснется МФО предпринимательского финансирования, а также компании, учредителем, акционером или участником которых является РФ, ее субъект или муниципальное образование. Кроме того, уточнены квалификационные требования для лица, осуществляющего функции главного бухгалтера микрофинансовой компании. Скорректирован перечень документов для внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций. Расширены полномочия Банка России при осуществлении надзора за деятельностью микрофинансовых организаций. С 1 октября микрокредитные компании вправе поручать кредитной организации проводить идентификацию клиента-физлица. Это нововведение будет способствовать исключению случаев, когда неизвестное лицо получает заем, используя чужие паспортные данные.

О правилах пользования газовыми баллонами
Каждый год в России происходит несколько сотен взрывов газовых баллонов. Самыми распространенными причинами взрыва газовых баллонов являются не прохождение освидетельствования баллонов перед их заправкой, заправка на АГЗС, не предназначенных для наполнения бытовых газовых баллонов газом, размещение баллонов газа в жилых помещениях, нарушение правил обращения с такими баллонами. Также нередки случаи взрывов газовых баллонов, используемых при проведении монтажных работ по установке натяжных потолков, заправка которых осуществляется на АГЗС, не предназначенных для наполнения бытовых газовых баллонов. Автомобильные газозаправочные станции, являются опасными производственными объектами и предназначены для приема, хранения сжиженных углеводородных газов, заправки газобаллонных автомобилей, ремонта и переосвидетельствования автомобильных баллонов, переоборудования автомобилей для работы на сжиженных углеводородных газах. Заправлять на АГЗС бытовые баллоны строго запрещено, так как станции не имеют специально отведенной площадки, оборудованной весовой установкой для контроля за наполнением баллонов и сосудов для слива газа из переполненных баллонов. Кроме того не допускается наполнение газом и использование баллонов, у которых истек срок назначенного освидетельствования, срок службы (количество заправок), установленные изготовителем; истек срок проверки пористой массы; поврежден корпус баллона; неисправны вентили; отсутствуют надлежащая окраска или надписи; отсутствует избыточное давление газа; отсутствуют установленные клейма. Наполнение баллонов, в которых отсутствует избыточное давление газов, проводят после предварительной их проверки в соответствии с инструкцией наполнительной станции Запрет на наполнение бытовых газовых баллонов на АГЗС обусловлен также тем, что по своим конструктивным особенностям они отличаются друг от друга. На баллонах, которые устанавливаются в автомобилях, имеются отсекатели газа, которые не дают переполнить баллон. При заполнении баллона газом, подача автоматически прекращается. В бытовых газовых баллонах такой системы нет. Также перед заправкой баллон должны проверить на предмет утечки, истечения срока его эксплуатации, наличия внутри баллона тяжелых фракций. Сама заправка баллона должна производится на весах. Нарушение требований правил промышленной безопасности при наполнении сжиженным углеводородным газом газового баллона бытового предназначения, не прошедшего в установленном порядке технического освидетельствования, может явиться причиной наступления тяжких последствий.

Как уберечься от телефонного мошенничества
Чтобы не стать жертвой злоумышленников необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения:
- не следует доверять звонкам и сообщениям о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно, если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть Вашими средствами или имуществом;
- не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет денежные средства;
- не следует сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера.

Если телефонным мошенникам все же удалось завладеть Вашими денежными средствами, то необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.

Уголовная ответственность за надругательство над государственным флагом
В соответствии со статьей 70 Конституции РФ описание и порядок официального использования Государственного флага РФ устанавливаются Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации».

В силу положений статьи 1 Федерального конституционного закона Государственный флаг РФ является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Официальное использование Государственного флага РФ осуществляется в случаях и порядке, которые установлены вышеназванным Федеральным конституционным законом. Например, при официальных государственных церемониях, мероприятиях, на зданиях и сооружениях органов государственной власти Российской Федерации, на автомобиле Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, морских военных и гражданских плавательных судов и в иных случаях в соответствии с законом.

Согласно статье 9.1 Федерального конституционного закона допускается использование Государственного флага РФ, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом РФ.

Государственный флаг РФ является символом государственности. Поэтому надругательство над ним подрывает авторитет государственной власти, а значит является общественно опасным деянием. В соответствии со статьей 329 Уголовного кодекса РФ за надругательство над Государственным флагом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Объективная сторона надругательства над Государственным флагом РФ заключается в совершении активных действий, свидетельствующих о неуважительном отношении к нему (повреждении, уничтожении, нанесении циничных надписей и т.д.).

Санкция статьи 329 УК РФ предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до 1 года либо принудительных работ на тот же срок, либо ареста на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Новый кассационный суд
С 01.10.2019 в Российской Федерации изменилась структура судебной системы в соответствии с решением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2019 в Российской Федерации с 01.10.2019 начали работу кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, кассационный военный суд, апелляционный военный суд и Центральный окружной военный суд. Введение новых судов будет способствовать укреплению независимости судей и повышению эффективности правосудия.

Кассационный суд полномочен рассматривать кассационные жалобы на вступившие в силу решения нижестоящих судов, при этом к нему перейдут полномочия президиумов судов субъектов Российской Федерации по проверке вступивших в силу судебных актов. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции образованы по экстерриториальному принципу, в соответствии с которым границы судебных округов не совпадают с административно-территориальным делением государства.

В территориальную юрисдикцию каждого кассационного суда общей юрисдикции входят от 7 до 13 субъектов РФ, а в юрисдикцию апелляционного суда общей юрисдикции - от 14 до 21 субъекта РФ.

В кассационных судах вводится принцип «сплошной кассации», который предусматривает коллегиальное рассмотрение жалоб в судебном заседании без предварительного их отбора. Гражданам обеспечено дистанционное участие в рассмотрении кассационных и апелляционных жалоб: при подаче гражданином соответствующего ходатайства в ближайший суд общей юрисдикции, суд свяжет заявителя с вышестоящей инстанцией по системе видеоконференц - связи, которой оборудованы все суды.

Квалификационные требования к должности руководителя образовательного учреждения
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
В силу разд. 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» к руководителю (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения предъявляются следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях — не менее 5 лет.

Что должно быть указано в трудовом договоре
В Трудовом кодексе РФ дано определение трудового договора, как соглашения между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовой договор заключается в письменной форме и составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Прежде всего, важно различать сведения и условия трудового договора, поскольку процедуры их изменения различаются. Если при изменении/дополнении недостающихсведенийразрешается вносить корректировки в сам документ, то при измененииусловийтрудового договора недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Так, к сведениям относятся:
— ФИО работника;
— наименование работодателя (ФИО работодателя-физического лица);
— сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя-физического лица;
— ИНН работодателя (за исключением работодателя-физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);
— сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой и договор, и основание, в силу которого он наделен полномочиями;
— место и дата заключения трудового договора.
Обязательными условиями трудового договора являются:
— место работы;
— трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
— дата начала работы, при заключении срочного трудового договора — срок его действия и обстоятельства, послужившие основанием для этого;
— условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
— режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
— гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (здесь речь не только о компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях, но и, например, о сокращенной продолжительности рабочего времени или ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске);
— условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
— условия труда на рабочем месте (в трудовом договоре с работником должны быть отраженыте жеусловия труда, что указаны в карте спецоценки условий труда);
— условие об обязательном социальном страховании работника.
При рассмотрении обращений граждан в прокуратуре г. Якутска довольно часто выявляются факты, когда в трудовых договорах прописаны не все обязательные условия.
Также обязательными являютсядругие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Например, согласноПриказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» в трудовом договоре работника должны быть указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника.
Помимо указанных условий, имеются и дополнительные условия, и в случае их включения в договор важно соблюдать законодательство о персональных данных. При этом трудовой договор не должен быть перегружен информацией, закрепленной в локальных нормативных актах работодателя.
В случае, если работодатель решит включить в трудовой договор дополнительные условия, необходимо убедиться, что они не ухудшают положение работника в сравнении с действующим законодательством. В противном случае, такое условие может быть признано недействительным.
Таким образом, трудовой договор определяет права и обязанности работодателя и работника, являясь гарантией предъявления требований сторонами в случае несоблюдения его условий.

Продолжительность работы (смены) в ночное время
В соответствии со статьей 96 Трудового кодекса Российской Федерации ночное время — время с 22 часов до 6 часов.
Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки.
Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.
Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.
К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины; работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Порядок работы в ночное время творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Соответствующий перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 252.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы
Право граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд, в первую очередь, предусмотрено частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Поэтому невыплата заработной платы и иных выплат является одним из нарушений конституционных прав гражданина.
За невыплату заработной платы законодателем помимо административной, также предусмотрена уголовная ответственность, которая наступает по ч. 1 ст. 145.1 УК РФ за частичную невыплату свыше трех месяцев и по части второй названной статьи при условии, если ее невыплата в полном объеме превышает двухмесячный срок. По части третьей указанной статьи установлена ответственность за совершение деяний, предусмотренных частями 1 и 2 статьи, в случае, если они повлекли наступление тяжких последствий. Понятие тяжких последствий не конкретизировано и носит оценочный характер. Это может быть утрата трудоспособности, заболевание, инвалидность, вред здоровью, смерть человека, уничтожение или повреждение имущества и др.
В декабре 2018 года указанная статья Уголовного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.12.2018 № 533-ФЗ подверглась значительным изменениям, а именно дополнена примечанием 2, согласно которому лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй данной статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате.
При этом, обязательным условием освобождения лица от уголовной ответственности за невыплату заработной платы является также если оно уплатило проценты в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Кроме того, в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 46 разъяснено, что уголовная ответственность по ст. 145.1. УК РФ наступает в том числе, если с работником трудовой договор не заключался либо не был надлежащим образом оформлен, но он приступил к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя.
В соответствии со ст. 151 УПК РФ, расследование преступлений о невыплате заработной платы отнесены к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.
Действующим законодательством прокурор не наделен полномочиями на возбуждение уголовных дел, вместе с тем в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, которое согласно п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ является поводом для возбуждения уголовного дела

Порядок проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств
Согласно действующему законодательству медицинские осмотры обязательны в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
При проведении проверок транспортных организаций прокурорами выявляются случаи, когда работодатель ограничивается принятием на работу медицинского работника для проведения предрейсовых осмотров, при этом не предпринимает мер для получения медицинской лицензии.
Прокуратура разъясняет, что проведение предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров - это вид медицинской деятельности, который подлежит лицензированию независимо от того, проводятся ли осмотры только состоящих в штате организации водителей либо оказываются такие услуги сторонним организациям.
Обращает на себя внимание то факт, что в сети Интернет большое количество рекламных объявлений, в которых предлагается установка дистанционного оборудования для проведения предрейсовых осмотров без получения лицензии со ссылкой на Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья граждан».
Вместе с тем из положений ст. ст. 32, 36.2, 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением медицинских технологий» следует, что применение телемедицинских технологий допускается при оказании медицинской помощи, в состав которой не входят медицинские осмотры, которые являются отдельным комплексом медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, факторов риска и их развития.
При проведении медицинских осмотров согласно Порядку проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 №835н, предполагается личное участие медицинского работника в ряде процедур.
При подозрении на нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние обследуемого, медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, обязан очно провести контроль трезвости водителя.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, не имеющие медицинской лицензии либо действующего договора с организацией, получившей такую лицензию, использующие для проведения предрейсовых медицинских осмотров телеметрические приборы и (или) труд наемных медицинских работников, могут быть привлечены по соответствующей части статьи 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а также ст. 11.32 КоАП РФ (нарушение установленного порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров).
При этом осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Назад