Официальный сайт Анжеро-Судженского городского округа

Официальный сайт
Анжеро-Судженского городского округа

Официальна группа Вконтакте Официальная группа в Одноклассники Официальна группа Телеграмм ОАТОС
Версия для слабовидящих Главная Карта сайта Поиск Контактная информация
Главная
Поиск
Контактная информация

Росреестр

Росреестр Бесплатная круглосуточная горячая линия Новости и объявления Правовое просвещение Внесение изменений данных ЕГРП

27.02.2014 Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования. Информация в сфере землеустройства, государственного земельного надзора и кадастровой оценки объектов недвижимости

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения осуществляется по тем же основаниям, что и прекращение права собственности на земельный участок. Это: изъятие при использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, для соответствующей цели в течение трех лет; изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд и в порядке реквизиции земельного участка. Однако в отличие от прекращения права собственности прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения возможно и по таким основаниям, как использование земельного участка не по целевому назначению категории земель и неустранение совершенных умышленно земельных правонарушений.

Перечень категорий земель установлен статьей 7 Земельного Кодекса РФ (ЗК РФ). В соответствии с этой статьей все земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Категория земель указывается в документах о предоставлении земельных участков, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в договорах, предметом которых является земельный участок, в документах ГЗК и иных документах (статья 8 ЗК РФ). Конкретное целевое назначение каждой категории земель зафиксировано в соответствующих статьях ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства (статья 77 ЗК РФ), земли населенных пунктов - для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений (статья 83 ЗК РФ) и т.д. Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель закреплена в статье 42 ЗК РФ.

Составы земельных правонарушений предусмотрены рядом статей ЗК РФ, а также Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Следует обратить внимание на то, что Земельным Кодексом РФ предусмотрено прекращение права на землю не как санкция за любое земельное правонарушение. Речь идет, во-первых, только о правонарушениях, совершенных умышленно, во-вторых, только о тех правонарушениях, которые перечислены в статье 45, и, в-третьих, об условии, что нарушения не устранены совершившим их субъектом.

В соответствии со статьей 74 ЗК РФ привлечение лица, совершившего земельное правонарушение, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить это правонарушение и возместить причиненный вред.

Однако вопрос об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях установленных правил, которые повлекли одновременно: а) отравление, загрязнение, порчу или уничтожение плодородного слоя почвы и б) причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (статья 42 ЗК РФ).

Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка регулируются статья 54 Земельного Кодекса РФ.

Прекращение прав на земельные участки не наступает автоматически как в случае добровольного отказа от участка, так и при принудительном лишении таких прав. В любом случае необходимо решение суда о прекращении права на конкретный земельный участок.

Лишение права на земельный участок - крайняя мера, которая допускается при безуспешности применения иных мер воздействия на нарушителя. Первое действие со стороны уполномоченных государственных органов при обнаружении факта ненадлежащего использования земельного участка - наложение административного взыскания. Порядок наложения таких взысканий предусмотрен КоАП РФ, который предусматривает несколько видов возможных взысканий в зависимости от тяжести административного проступка. Однако в статье 54 ЗК РФ совершенно однозначно указано только на один возможный вид взыскания за ненадлежащее использование земельных участков - штраф.

При совершении правонарушений в виде ненадлежащего использования земельных участков одновременно с наложением взыскания должно выноситься предупреждение о допущенных нарушениях.

В соответствии с Положением о государственном земельном контроле право выносить по установленной форме предупреждения о допущенном земельном правонарушении имеют главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель и их заместители, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители.
Такое предупреждение составляется в трех экземплярах; один из них вручается лицу, в отношении которого оно вынесено (либо подлежит направлению ему по почте с уведомлением), второй направляется почтой с уведомлением о вручении государственному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, предоставившему земельный участок, третий экземпляр хранится в органе исполнительной власти, вынесшем это предупреждение.
 
Если нарушение не устранено в установленный срок, начинается процедура принудительного лишения права на земельный участок. Следует подчеркнуть, что она осуществляется по инициативе уполномоченного исполнительного органа государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля, а не органа, предоставившего земельный участок. Последний только ставится в известность о происходящем. Окончательное решение об изъятии земельного участка принимает только суд с учетом всех объективных обстоятельств. Он может принять решение и о продлении срока для устранения допущенных нарушений. Обе стороны процесса вправе обжаловать не удовлетворяющее их решение суда в сроки и в порядке, установленные гражданско-процессуальным законодательством. И только при вступлении решения суда об изъятии земельного участка в законную силу уполномоченный государственный орган на основании этого решения вправе требовать государственной регистрации прекращения права на земельный участок.
Назад