Официальный сайт Анжеро-Судженского городского округа

Официальный сайт
Анжеро-Судженского городского округа

Официальна группа Вконтакте Официальная группа в Одноклассники Официальна группа Телеграмм ОАТОС
Версия для слабовидящих Главная Карта сайта Поиск Контактная информация
Главная
Поиск
Контактная информация

Росреестр

Росреестр Бесплатная круглосуточная горячая линия Новости и объявления Правовое просвещение Внесение изменений данных ЕГРП

24.02.2015 Основные изменения в земельном законодательстве, вступающие в силу с 01.03.2015


Указанный Закон имеет ключевое значение, поскольку земля является основой любой хозяйственной деятельности, как сельскохозяйственной, так и промышленной. Немаловажен и тот факт, что в России преобладающая часть земли находится в публичной собственности.

Масштаб вносимых изменений велик. Земельный кодекс РФ (далее ЗК РФ) дополнен шестью новыми главами, при существенном изменении или исключении положений действующих статей ЗК РФ. Изменения также нашли отражение в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) и в ряде иных законодательных актов. Остановимся на них более подробно:

1. Определены признаки земельного участка как объекта хозяйственного оборота и порядок его формирования.

 Изменено понятие земельного участка, в отличие от действующего, как части земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, в соответствии с новой редакцией земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Закон положил конец ранее имевшимся противоречиям, в частности, между Земельным, Лесным, Градостроительным кодексами и законом о садоводческих объединениях граждан относительно вопросов формирования земельных участков,

2. Новой редакцией статьи 11.3. ЗК РФ определён исчерпывающий перечень документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельных участков, это либо проект межевания территории, либо проектная документация в отношении лесных участков, либо утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом пунктом 3 названной статьи определены случаи, когда образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, это образование:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Таким образом, законодательно закреплена концепция распоряжения землей на основе документов комплексного территориального планирования, совершен уход от часто встречающегося принципа «лоскутного одеяла», «точечной застройки» и т.п.

Также положениями статьи 11.10. ЗК РФ теперь чётко регламентированы определение, требования к составлению, порядок подготовки, сроки действия схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Следует отметить, что статья 11.4. ЗК РФ дополнена пунктом 7, в соответствии с которым в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, уполномоченным органам даётся только месяц для принятия решения об утверждении схемы или решения об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

К ключевым изменениям, вносимым Законом, можно отнести следующие:

3. Изменен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: определены особенности приобретения участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно. Подробно определены случаи и порядок предоставления земельных участков. Законом вводится новая Глава V.1 ЗК РФ, устанавливающая исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельных участков может производиться без проведения торгов.

К таким случаям относится, среди прочего, предоставление участка для комплексного освоения территории; участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории; земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, их собственникам; для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов на основании распоряжений Правительства РФ или высших должностных лиц субъекта РФ, а также ряд других случаев.

Законом установлены исчерпывающие перечни случаев продажи земельных участков без торгов (всего 10 подпунктов в соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ) и случаев, когда договор аренды заключается без проведения торгов (всего 32 подпункта в соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ).

Статьей 39.5. ЗК РФ установлены случаи бесплатного предоставления земельных участков, в частности, в случае предоставления земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор; религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения либо земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства; земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, в общую собственность членов данной некоммерческой организации; земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование при определённых условиях; земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей.

Установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления выставлять на торги, проводимые в форме аукционов, свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничен в обороте.

4. Законом исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объектов, в связи с чем признаны утратившими силу все относящиеся к данному порядку предоставления положения ЗК РФ.

5. Предусмотрена возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности. В соответствии с положениями новой Главы V.2 ЗК РФ в ряде случаев такой обмен допускается, нововведение направлено на снижение количества случаев применения довольно затруднительной процедуры изъятия земельных участков.

6. Изменен порядок установления сервитутов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Во вводимой в действие статье 39.23 ЗК РФ прямо предусмотрена возможность заключения соглашения об установлении сервитута в случаях:

1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

2) проведение изыскательских работ;

3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

При этом новая редакция соответствующих положений ГК РФ позволяет устанавливать сервитут по соглашению с законным владельцем земли, а не только с ее собственником.

7. Установлены случаи использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением предоставленных гражданам или юридическим лицам), на основании разрешений уполномоченного органа без прохождения процедуры их предоставления и установления сервитута. К указанным случаям в новой статье 39.33 ЗК РФ, среди прочего, отнесено проведение инженерных изысканий, капитальный или текущий ремонт линейного объекта и строительство временных или вспомогательных сооружений, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ. Введение данной нормы призвано сократить время, затрачиваемое на оформление земельных правоотношений при выполнении перечисленных работ.

8. В ГК РФ внесено дополнение в части оснований прекращения права собственности. Согласно Закону объект незавершенного строительства подлежит отчуждению при прекращении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если он был предоставлен застройщику по результатам аукциона или без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, и строительство этого объекта так и не было завершено. Такое отчуждение осуществляется исключительно по решению суда путем продажи объекта с публичных торгов. Вырученные в результате торгов деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта. Данная норма направлена на стимулирование застройщиков к выполнению сроков строительства.

На такое стимулирование также направлено положение об однократности предоставления в аренду для завершения строительства без проведения торгов земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, предусмотренное пунктом 5 статьи 39.6. ЗК РФ

9. В Федеральный закон от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» внесено изменение, касающееся распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Так, органы местного самоуправления получают право распоряжаться такими земельными участками при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

10. Изменения, вносимые Законом, также коснулись вопросов порядка перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; определения цены продажи земельных участков, определения размера арендной платы, вопросов передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или собственность субъектов РФ, а также иных сфер.

Кроме того, Законом предусмотрены довольно обширные переходные положения, направленные на облегчение процесса внедрения новых правил и процедур.

Таким образом, вносимые изменения призваны усовершенствовать действующий порядок предоставления земельных участков посредством снижения административных барьеров и сокращения избыточных согласований.

Назад